К а к   с н и м а л и  «Г о р д о с т ь   и  п р е д у б е ж д е н и е»

г л а в а  2

П о д г о т о в и т е л ь н ы й   п е р и о д

П о д б о р   а к т е р о в

На Главную    Содержание    Предыдущая    Следующая

«Я почувствовал интерес и обожание, которые Эндрю испытывал к роману. Он насытил диалоги энергией, и это сделало героев по-настоящему живыми. Я знал, что актеры будут первыми, кто почувствует это»
Саймон Лэнгтон
Саймон Лэнгтон и Сью Бертуисл
Саймон Лэнгтон и Люси Скотт

П о д г о т о в и т е л ь н ы й   п е р и о д

После того как написан сценарий и на съемки фильма получено добро руководства ВВС, продюсер должен подобрать основную рабочую группу проекта и ключевую фигуру этой группы — режиссера. Подготовительный период — очень хлопотное время, когда необходимо тщательно продумать все детали съемочного процесса, подобрать актеров, выбрать места съемок, рассчитать бюджет фильма и составить графики работы.

Режиссер Саймон Лэнгтон: первые впечатления

«Шесть часов непрерывного чтения — угнетающая перспектива, особенно когда нужно концентрироваться на стилистике языка, но меня настолько увлекли характеры героев, что скучать не пришлось. Я почувствовал интерес и обожание, которые Эндрю испытывал к роману. Он насытил диалоги энергией, и это сделало героев по-настоящему живыми. Я знал, что актеры будут первыми, кто почувствует это. Вначале я ожидал чего-то более архаичного и литературного, похожего на предыдущие экранизации, ни одна из которых не отличалась жизненностью».

Другой важный аргумент, убедивший Саймона возглавить съемки, состоял в том, что это будет полноценный фильм, а не студийная телепостановка. «В семидесятых мы работали по нелепой системе, когда весь фильм записывался за два часа в студии после восьми дней репетиций. В результате этих студийных съемок классические драмы получались именно такими, какими их не хотелось бы видеть. Они всегда казались несколько натянутыми.

Выросло новое поколение молодых людей, которые смотрели экранизации, построенные и снятые совсем по-другому.

Я считаю, что фильм всегда убедительнее, и именно фильм, а не телепостановку Эндрю имел в виду, когда писал сценарий. Съемки полноценного фильма намного дороже, чем студийные, но именно достоверность кинофильма вдохновляет актеров».

Во время подготовки к съемкам перед режиссером стоят две основные задачи, одна из которых — оценка съемочных площадок, найденных художником-постановщиком, другая — подбор актеров.

Дженнифер Или
(Элизабет Беннет)
Сюзанна Харкер
(Джейн Беннет)
Джулия Савалья
(Лидия Беннет)
Полли Маберли
(Китти Беннет)
Люси Бриерс
(Мэри Беннет)
Элисон Стэдмен
(Миссис Беннет)
Бенжамин Уитроу
(Мистер Беннет)
Адриан Лукис
(Уикхем)
Тим Уилтон
(Мистер Гардинер)
Джоанна Дэвид
(Миссис Гардинер)
Колин Ферт
(Дарси)
Эмилия Фокс
(Джорджиана Дарси)
Криспин Бонем-Картер
(Бингли)
Анна Ченселор
(Мисс Бингли)
Люси Робинсон
(Миссис Херст)
Дэвид Бамбер
(Мистер Коллинз)
Барбара Ли-Хант
(Леди Кэтрин де Бург)
Кристофер Бенжамин
(Сэр Уильям Лукас)
Люси Скотт
(Шарлотта Лукас)
Руперт Вэнзитарт
(Мистер Херст)
«Мистер Дарси сразу привлек к себе внимание... своей статной фигурой, правильными чертами лица и аристократической внешностью»
Джейн Остен
«Мистер Бингли оказался молодым человеком с благородной и приятной наружностью и непринужденными манерами»
Джейн Остен
«Несмотря на различие характеров, Бингли был связан с Дарси теснейшей дружбой. Дарси ценил Бингли за его легкую, открытую и податливую натуру, хотя эти качества резко противоречили его собственному нраву, которым сам он не был недоволен... Где бы не показался Бингли, он сразу вызывал к себе дружеские чувства. Дарси же постоянно всех от себя отталкивал»
Джейн Остен
«Лидия, рослая. недурная собой пятнадцатилетняя девица, была любимицей матери...Её природные предприимчивость и общительность развились в самонадеянность, благодаря вниманию офицеров, которых привлекали хорошие обеды дядюшки и её врожденное легкомыслие.»
Джейн Остен
Лидия и Джордж Уикхем
«Внешне Джорджиана - гордая и высокомерная, но только из-за болезненной застенчивости, и это означало, что нам нужна была девушка, которая сумела бы сыграть это, да ещё и предполагалось, что она прекрасно играет на фортепьяно»
Джени Фотерджил
Фицуильям и Джорджиана Дарси
Увеличенное изображение
Люси Дэвис
Мария Лукас
Тим Уилтон и Джоанна Дэвид
мистер и миссис Гардинер
Энтони Каф
полковник Фицуильям
Элисон Стэдмен: «Когда мне предложили роль миссис Беннет, это было словно мне подарили огромную коробку шоколадных конфет, и невозможно ждать, так хочется нырнуть туда. Я просто не могла, не могла сопротивляться»
Элисон Стэдмен о миссис Беннет и Лидии: «Думаю, что Лидия именно такая, какой миссис Беннет была в молодости.
Лидия - её любимое дитя.
Это—безрассудная,очаровательная, яркоглазая девушка, полная энергии и жизнерадостности.»
«Это замечательный образ. Она независима. Ей удается сохранить индивидуальность в обществе, которое не поощряет свободу духа. И я думаю, именно эти ее черты и привлекают современных женщин, они могут сочувствовать Лиззи»
Дженнифер Или
Увеличенное изображение

П о д б о р  а к т е р о в

Подбор актеров для фильма — сложнейшая задача. Несмотря на то что режиссер и продюсер имеют собственные идеи на этот счет, для организации процесса приглашают директора по кастингу.

Рассказывает Джени Фотеджил

Я очень хорошо знаю эту книгу уже хотя бы потому, что в школе сдавала по ней экзамен! Но я все равно люблю Джейн Остен. Как замечательно иметь возможность работать над материалом, который по-настоящему нравится, ведь такая работа затрагивает не только разум, но и сердце. Но результатом хорошего знания книги является сложившееся представление о героях, а потому процесс подбора актеров усложняется. Большинство людей, знакомых с произведением, имеют свое, абсолютно четкое представление о том, как должны выглядеть Дарси и Элизабет, а удовлетворить все разнообразные требования практически невозможно.

Поэтому сначала мне следовало убедиться, что все мы — режиссер, продюсер и я — мыслим одинаково.

Затем был составлен список людей, которых мы рассматривали как возможных кандидатов на каждую роль. Мы начали с Элизабет и Дарси, а затем занялись семьей Беннетов. По моим ощущениям, Дарси — особая личность: он, как герой Миллса и Буна, — высокомерный, надменный, тяжелый человек, а внутри скрывается огромное обаяние и чувствительность, и он — ну конечно, самое важное — он богат!

Главной проблемой кастинга стали пять сестер Беннет, потому что их возраст варьировался от 15 до 22 лет. И все пять ролей — важные. Фактически три из них — Элизабет, Джейн и Лидия — главные роли, а найти актрис подходящего возраста с соответствующим опытом и достаточно серьезными работами, подтверждающими их репутацию, очень трудно. В «Гордости и предубеждении» есть множество и других молодых женщин, поэтому мы решили посмотреть всех актрис в возрасте от 15 до 28! Абсолютно всех, невзирая на то, учились они в драматической школе или нет. Но в результате на роль Элизабет осталось, кажется, только шесть серьезных претенденток. По большому счету мы отобрали актрис классической школы, ведь нам нужна была та, что смогла бы стать центром действия. На Элизабет держится вся история, а это само по себе требует много сил и особой уравновешенности.

Другим важным критерием подбора актеров было наличие чувства юмора. Я была буквально помешана на этом условии. Если люди лишены этой черты характера, фильм может получиться нудным. Поэтому мы искали остроумие, привлекательность и харизму, не забывая и о способности играть персонажей той эпохи. Некоторые актеры просто не в состоянии это сделать — они слишком современны. Этот факт не поддается анализу: есть множество молодых актеров и актрис, полностью принадлежщих ХХ веку, в них нет той грации, которая была свойственна людям ушедшей эпохи. Не думаю, что это можно привить, так же как невозможно обучить кого-то быть забавным. Ведь такие актеры, как Колин Ферт, который с легкостью может сыграть персонаж любой эпохи, встречаются довольно редко; он универсален и может справиться практически с любой задачей.

П р о с л у ш и в а н и е

Сведя к минимуму наши списки, мы решили, что готовы приглашать актеров на встречу, и отправили через агентов полный сценарий тем, кто предполагался на главные роли. Сценарий был настолько хорош, что агенты звонили нам и говорили: «Это здорово, отличный сценарий, они в восторге от вашего предложения». Кроме того, весь проект предполагалось сделать на высоком уровне, поэтому привлечь актеров не составило труда.

Актеры пришли на прослушивание к продюсеру и режиссеру, где мы сначала побеседовали с ними, а потом предложили прочесть пару отрывков из сценария. Это, возможно, очень нервирует актеров, но когда сценарий настолько хорош, даже простое его чтение может стать показательным. Можно дать им прочесть отрывок из сценария, а затем сказать: «Давайте попытаемся еще раз, но сделайте вот так и так», чтобы понять диапазон актеров, насколько они могут сделать по-другому то, что показали вначале. После этих чтений актеры, которые были достаточно остроумны и имели подходящую внешность, были отправлены на экранные пробы.

П р о б ы

Каждому из актеров подобрали 2—3 разноплановые сцены и отправили текст для заучивания, чтобы они не подглядывали в него во время пробы. Художники по костюмам и гримеры должны были подобрать для актеров подходящий грим, прически и одежду в соответствии с историческим периодом.

Актеры показывали отрывки в телестудии, другие помогали им, читая роли их партнеров в сценах. Мы записали все это на видео. Во время проб актеров просили двигаться в разных направлениях, садиться и вставать, чтобы на пленке остались запечатлены всевозможные ракурсы от крупных планов до изображения во весь рост.

После этого, просматривая двадцатиминутные пробы каждого актера, мы сравнивали их игру и внешность. Очень важно проверить все детали, особенно если актер приглашен на главную роль, но не имеет достаточного опыта работы. Другой важный аспект проб — увидеть, как актеры смотрятся вместе.

Например, что касается сестер Беннет, мы задавали себе следующие вопросы: «Так ли должна выглядеть эта девушка?», «Не слишком ли актрисы похожи друг на друга?», «Не будет ли трудно отличить их друг от друга?» или «Не выглядят ли они до нелепости разными?».

В случае с Дарси и Бингли необходимо было создать контраст между ними. Колин Ферт был уже утвержден на роль Дарси, поэтому мы намеренно искали такого актера на роль Бингли, который очень отличался бы как по внешности, так и по манере поведения, и я считаю, что именно это мы нашли в Криспине Бонем-Картере.

Бывает так, что актер пробуется на одну роль, но мы предлагаем ему другую. Так и произошло с Люси Дэвис, которая в момент нашей встречи была не очень опытной актрисой. Ее пригласили попробоваться на роль Лидии, и так как она нам очень понравилась, мы решили сделать экранную пробу. Когда она пришла на пробную съемку, мы увидели, как много она работала над присланными ей сценами, что произвело очень благоприятное впечатление. Мы всерьез думали о том, чтобы утвердить ее на эту роль, но все же она была слишком неопытна. Это очень важная роль: Лидия должна быть очень веселой, взбалмошной, привлекательной, отважной и предельно энергичной. В конце концов мы остановили свой выбор на актрисе, которой даже не предлагали пройти пробы, но которая была очень профессиональна, — Джулии Савалье. Мы должны были быть уверены, что актриса, играющая Лидию, оправдает наши надежды, так как это одна из ведущих ролей. Но нам очень хотелось, чтобы Люси осталась в фильме, поэтому ей была предложена роль Марии Лукас. И Люси оправдала наши ожидания, потому что отнеслась к этой небольшой роли с той же серьезностью, что и к роли Лидии. И, конечно же, для молодых актеров очень важно как можно больше работать рядом с опытными актерами, режиссерами и продюсерами. Хорошо сыгранная небольшая роль дает актеру возможность в будущем получить более сложную работу.

Как искали Джорджиану

Подобрать актрису на роль Джорджианы Дарси было очень непросто. Она должна была быть шестнадцатилетней, но очень юной, невинно шестнадцатилетней, совсем не соприкасавшейся с миром, а кроме того обладать внутренним благородством, как и ее брат. Внешне она могла казаться гордой и высокомерной, причиной чему была болезненная застенчивость. Таким образом, нам нужна была девушка, которая сумела бы сыграть все это, да еще и предполагалось, что она должна прекрасно играть на фортепьяно. Итак, мы искали молодую девушку, в которой объединились бы все эти черты!

Поиски были грандиозны. Мы уже посмотрели сотни девушек для других ролей, но ни в одной из них не увидели Джорджиану. В поисках той, что была нам нужна, мы отправились в школы. Просмотрев около 70 девушек, мы были близки к отчаянию и дошли до того, что стали листать свои записные книжки: нет ли дочерей у наших знакомых, которые подошли бы на эту роль — предпочтительно из актерской семьи, с унаследованным актерским талантом. В конце концов Саймон предложил Эмилию Фокс, 19-летнюю дочь Эдварда Фокса и Джоанны Дэвид, мечтавшую об актерстве. Он немного знал ее и предположил, что она подойдет и по внешности, и по утонченности. Мы позвонили ей и предложили встретиться. Ее отец был против этой идеи, так как Эмилия только начинала учиться в Оксфорде, но она пришла на пробы, и мы решили, что девушка нам подойдет. Фактически мы прослушали ее дважды просто для того, чтобы лишний раз убедиться в своем решении, и, кроме того, это дало ей время уговорить отца.

Люси Дэвис о том, как она пробовалась на роль

Я была очень, очень счастлива что мне предложили прослушиваться на роль Лидии, и в то же время очень нервничала. Мне прислали одну замечательную сцену из сценария: такое не часто удается получить. У меня было только два дня на подготовку. Никто не требовал заучивания отрывка наизусть, но результаты прослушивания явно будут лучше, если не придется бесконечно подглядывать в сценарий. Я была очень довольна после прослушивания; я думала, что все прошло хорошо, а поскольку у меня не было какого-либо опыта по исполнению больших ролей, я не знала, что будет дальше. Поэтому, когда пришло сообщение из агентства: «У нас есть для вас хорошие новости — позвоните, пожалуйста», я подумала: «Роль моя!».

Но агент сказал: «Хорошая новость: вы допущены на пробы». Я ответила: «Отлично. А что это?» За несколько недель до проб мне прислали отдельные сцены, и на этот раз текст нужно было выучить. Я проделала огромную работу, готовясь к пробам! Я понимаю, что подчеркивание своих реплик ярким оранжевым фломастером выглядит претенциозно, но именно это я и сделала. И написала для себя множество заметок на полях сценария о том, как я должна играть эту роль. Не то чтобы я писала: «она по-настоящему счастлива в этот момент», а только странные слова вроде «Порыв» или «Здорово» или «Хи-хи». На пробах я переживала, чтобы никто не увидел мой экземпляр сценария и не подумал: «Она ненормальная» (по правде говоря, я все еще храню свои экземпляры сценария — думаю, через много лет будет интересно на них посмотреть). Учитывая, насколько сильно я волновалась, пробы прошли замечательно. Костюм, прическа и грим помогли мне больше, чем можно было представить.

Во-первых, у меня была пара репетиций в студии, и первый помощник режиссера смеялся в тех моментах, когда должно было быть смешно, что придало мне уверенности, а Мэгги Ланн, одна из директоров по кастингу, которая читала роль моего партнера, очень поддерживала меня. Да даже просто хорошее отношение окружающих очень помогает.

Я была сильно разочарована, не получив роль Лидии, но радовалась, когда мне предложили сыграть Марию Лукас. Признаться, если бы мне предложили эту роль с самого начала и дали бы ее, я была бы в восторге. Просто меня очень огорчило то, что у меня был шанс сыграть Лидию, а я упустила его, и поэтому думала: «Мне никогда не сыграть эту роль. К тому времени, когда будут подбирать актеров для новой постановки, я буду слишком стара!». Я понимала, что это очень ответственная роль, и я могла бы просто испортить ее. Преимущество роли Марии Лукас в том, что не так уж много людей знают, кто она такая, так как обычно эта героиня отсутствует в других версиях, следовательно, у меня не было перед глазами примеров предыдущих исполнительниц. Это была совершенно неизведанная территория, и я решила, что будет здорово сыграть эту роль!»

П р е д л о ж е н и я

С такими актерами, как Колин Ферт, Элисон Стэдмен или Барбара Ли-Хант, чьи работы хорошо известны, нет необходимости проводить прослушивание или пробы. Делается прямое предложение через агента и отправляется сценарий. В случая таких проектов, как «Гордость и предубеждение», ответ обычно приходит в течение недели.

Как только предложение принято, между руководством контрактного отдела ВВС и агентом заключается текущий договор. На этом этапе я могу давать советы и предоставлять заказчикам дополнительную информацию о прошлых работах актера. Директора по кастингу должны быть в курсе всех подробностей. Мы наведываемся в драматические школы, чтобы посмотреть игру студентов в пьесах, не говоря уже о как можно более частых посещениях профессиональных театров и просмотрах бесконечного количества видеокассет. Мы должны знать актеров и видеть, чья звезда поднимается.

Р а с с т а н о в к а   и м е н (биллинг)

Предметом договора обычно является биллинг — последовательность появления имен актеров и членов съемочной группы в титрах, которые зритель видит в начале или в конце фильма. Агент обсуждает этот вопрос напрямую с режиссером. Это очень важный пункт для некоторых актеров и их агентов, и разногласия могут привести к разрыву контракта, особенно когда в одном фильме занято много знаменитостей. Иногда актеры отказываются от очень хороших ролей только потому, что их не устраивает биллинг, несмотря на то, что сумма контракта достаточна. Поэтому для продюсера очень важно составить списки так, чтобы до подписания контрактов все были удовлетворены.

П р о т я ж е н н о с т ь   к о н т р а к т а

Главная трудность кастинга таких проектов, когда съемки фильма длятся около пяти месяцев, заключается в том, что некоторые актеры могут быть заняты лишь в отдельных частях фильма. Если съемки проходят, скажем, в течение двух последовательных недель, то проблем не возникает, но некоторые действующие лица появляются в на разных этапах повествования, и, вполне вероятно, эти эпизоды могут сниматься в разных местах в разное время года. Может статься, что актеру, приглашенному на съемки на две недели в июне, пять дней в июле, восемь дней в августе, три недели в сентябре и четыре дня в октябре, будет довольно трудно параллельно работать в других проектах.

Я объяснила агентам, что режиссер с пониманием отнесется к тому, что актерам могут предложить и другую работу в течение съемок «Гордости и предубеждения», хотя, очевидно, на первом плане у них должно стоять участие в нашем проекте.

Весь процесс кастинга доставляет большое удовольствие; это очень приятная работа. Это радость — работать с единомышленниками, особенно в подобном проекте, где так хорош сценарий, и все роли, словно драгоценные камни. При таких начальных условиях процесс кастинга просто великолепен.

nt>

Дженнифер Или о том, почему она хотела сыграть Элизабет

Элизабет — это потрясающая роль. Я впервые прочитала книгу, когда мне было 12 лет, и это была моя первая взрослая романтическая или классическая книга. Я пыталась читать «Грозовой перевал», но не смогла проникнуться этим романом — любовь там была слишком взрослой. В «Гордости и предубеждении» я буквально влюбилась и в Дарси, и в Лиззи. В то время у меня не было никаких мыслей о том, чтобы стать актрисой, поэтому я не хотела играть Лиззи, я очень хотела ею быть. И пару дней я на самом деле представляла себя ею.

Это замечательный образ. Она независима. Ей удается сохранить индивидуальность в обществе, которое не поощряет свободу духа. И я думаю, именно эти ее черты и привлекают современных женщин, они могут сочувствовать Лиззи. Сравнит ь себя с Элизабет легко. Мне нравится ее ум и остроумие. И она определенно не жертва. В литературе и кино не так уж много женских образов, которые были бы столь же яркими.

Чудесно читать книгу, написанную женщиной так, что ее может понять двенадцатилетняя девочка, и, зная, что написана книга в 1813 году, осознавать, что ты не единственная на свете, кто испытывал такие же чувства. И так замечательно следить за тем, как люди влюбляются — это такая игривая, и в то же время такая невинная история, ведь ничего слишком сексуально тревожащего там не происходит. Это чудесная игра воображения.

Когда меня пригласили на пробы, я не знала, много ли других потенциальных Элизабет пробовалось на роль до меня. Конечно, я нервничала, но в то же время мне все очень нравилось. Боюсь, что костюм не слишком помог мне: платье было настолько мало, что не застегивалось на спине, и мне пришлось воспользоваться микрофонным шнуром, завязав его вокруг талии. Но парик и грим очень выручили. Я никогда не признавалась раньше, что тогда немного схитрила. Все переживали из-за моих светлых волос: ведь Лиззи должна быть темноволосой. Поэтому вечером перед пробами я подкрасила брови и намеренно не вымыла голову утром, чтобы волосы выглядели темнее. Все повторяли мне: «Мы не думали, что у вас такие темные брови. Здорово! В темном парике вы выглядите прекрасно!»

Я могла бы сказать, что все прошло хорошо, но ожидание результатов проб стоило мне двух напряженных дней. Я очень разволновалась, когда мой агент позвонил и сообщил, что мне предложили эту роль. В честь этого события родители пригласили меня в ресторан. Я думала, что стала самой удачливой особой в мире, потому что у меня была возможность провести целое лето в образе Элизабет Беннет.

Апропос... Клуб

На Главную    Содержание    Предыдущая    Следующая


Подготовка и перевод материалов: Carrie, Olja; редакторы: Romi, Jane
Форум Российского фан-клуба Колина Ферта

Запрещена полная или частичная перепечатка материалов сайта ajlo.ru без письменного согласия авторов проекта. Допускается создание ссылки на материалы сайта в виде гипертекста. Последняя редакция - 09/05/2012
Copyright © 2008 Olja, Carrie, Romi, Jane