![]() |
К а к с н и м а л и «Г о р д о с т ь и
п р е д у б е ж д е н и е»
г л а в а 6Т а н ц ыНа Главную Содержание Предыдущая Следующая
|
Во времена Джейн Остен танцы были неотъемлемой частью общественной жизни. Учитывая ее собственную любовь к танцам и решающую роль, которую они играли в процессе ухаживания, неудивительно, что большинство ключевых сцен в романе происходит во время танцевальных вечеров или балов. Наличие этих сцен давало экранизации блестящую возможность живо представить эту часть истории. Сложность состояла в том, чтобы подобрать подходящие танцы и затем в короткое время обучить им большое количество актеров, многие из которых прежде вообще никогда не танцевали. Для решения этой непростой задачи мы воспользовались опытом Джейн Гибсон, которая не только прекрасно разбиралась в истории танцев, но и, будучи хорошо известным преподавателем пластики в драматических школах, имела опыт работы с актерами. «Участие в съемках „Гордости и предубеждения“, — говорит Джейн Гибсон, — стало для меня фантастической работой, потому что была связана со всем, что мне интересно: с социальным значением танца, со способностью танца становиться и отражением жизни общества, и в то же время быть ключом к пониманию чувств и мыслей людей. Известно, что танцы — очень важная составляющая романа. Во время танцев происходят значительные события. Было приятно убедиться, что режиссер и вся группа абсолютно убеждены, что это существенный аспект всей истории. Первое, что я сделала, — перечитала книгу и отметила для себя все упоминания танцев. Я уже многое знала о танцах того периода, но сразу же занялась обширными дополнительными поисками. Конец XVIII века — очень интересное время, так как предваряет эпоху великих перемен».
И с т о р и я а н г л и й с к о г о к о н т р д а н с аТак называемые английские контрдансы (country dances — сельские танцы) — огромный вклад Англии в западноевропейскую хореографию. Во Франции в то время господствовал возникший в Версале барОчный танец. Танец барокко замечателен; аристократы танцевали великолепные менуэты и сарабанды. Версаль был эпицентром французского общества, поэтому вся Франция копировала то, что там происходило. Знали их и в Англии, но особой популярностью они не пользовались. Здесь мы двигались иным путем, который во многом определили жители прекрасных сельских поместий, откуда и пришла увлеченность тем, что называется английским контрдансом.Сейчас это название несколько смущает, потому что когда говорят «контрданс», представляется деревенская лужайка, на которой прыгают люди с колокольчиками и лентами, но на самом деле эти танцы были очень популярны при дворе, чему в большой степени и обязаны своим развитием. Когда Елизавета I отправилась в путешествие по стране, она увидела деревенские танцы на лужайках и так полюбила их, что ввела среди приближенных. Затем учителя танцев создали другие танцы, исключительно придворные. Именно таково происхождение танцев, которые мы сейчас называем «старинным контрдансом». Танцы, известные как «новые контрдансы», появились при дворе во времена Реставрации и пышно расцвели к концу XVII столетия и в XVIII веке. Мы знаем, что и Чарльз I, и Чарльз II танцевали эти новые танцы, в которых выписывались красивые пространственные фигуры. Рисунок танца был важен для танцующих и зачастую исполнен особого смысла. Хотя они кажутся довольно сложными, нужно помнить, что танцы были абсолютно необходимым элементом жизни людей — в те времена все умели танцевать. Множество учителей танцев обучали желающих и довольно часто давали уроки на дому. В дневнике Самюэля Пеписа записана премилая история: он серьезно волновался из-за того, что учитель танцев слишком часто приходил к его жене, и стал настолько подозрительным, что после очередного урока бросился в спальню проверять, не теплая ли еще постель.
«Все упоминания о танцах свидетельствуют о том, насколько важное место они занимали в жизни каждого человека, — говорит Джейн Гибсон. — Нашему современнику это довольно трудно понять, поскольку сейчас не считается, что интеллектуал должен уметь танцевать, тогда как в те дни — и это уходило корнями в эпоху Возрождения — Елизавета I покровительствовала мужчинам, которые хорошо танцевали, потому что считала это умение признаком ума. Мастерское владение танцем связывалось с высоким развитием и изящным и гармоничным интеллектом». Сегодня это представление совершенно утрачено. По словам Белинды Квайри, признанного в мире авторитета в истории хореографии, разрушение танцевальной традиции началось во времена Французской революции 1789 года. Великолепные танцы барокко стали апофеозом хореографии. Затем произошел огромный сдвиг в сознании общества от отношений с Богом к осмыслению важности отдельной личности. В своих произведениях Джейн Остен много писала об этом. В своих поздних романах, таких, как «Эмма», она упоминает о вошедших в моду вальсах и огромных изменениях в жизни, которые они олицетворяли. Вальсирование стало физическим проявлением всех этих изменений: в вальсе партнеры повернулись лицом друг к другу. Они больше не танцевали в группах с другими танцующими, которые могли наблюдать за ними и развлекаться. Но в «Гордости и предубеждении» эти изменения еще не произошли, и Остен упоминает только о контрдансах.
Джейн Остен пишет, что Дарси смотрит на Лиззи,
«удаляющуюся в
танце»; это объясняется тем, что танцы в Англии постепенно
видоизменились с учетом формы залов ассамблей, которые были
длинными и узкими. Поэтому произошел переход от танцев «квадратами»
(каре) по четыре пары к тому, что называется «progressive longway*
(длинные ряды) на сколько угодно пар», где одна пара следует за
остальными, постепенно продвигаясь по всей длине зала. Специфику
таких танцев диктовала форма зала, и именно эти танцы мы и видим
в «Гордости и предубеждении». * Подробнее об английских контрдансах и терминологию можно посмотреть здесь: dances contrdance
До начала съемок нужно было выбрать около пятнадцати
танцев, поставить их и отрепетировать. Саймон вспоминает, как это
происходило.
«Хотя и в Меритоне, и в Незерфилде исполнялись одни и те же
танцы, на сельской ассамблее некоторые из них были намного популярнее,
— говорит Джейн Гибсон. — Например, в Меритоне танцующие хотели просто
развлечься. Они из другого сословия. Это событие для всего общества:
мясник, булочник, свечник собираются вместе, чтобы отдохнуть. Меньше
всего они заботятся об элегантности, они просто хотят подрыгать ногами.
Поэтому я выбрала быстрые танцы в ритме джиги и рила. Но если вы
посмотрите внимательнее, то заметите, что движения в танцах те же,
разница только в манере исполнения».
Похоже, накануне съемочного дня в
Лукас Лодже, где мы просто
скатываем ковер и начинаем танцевать, кто-то всю ночь натирал деревянные
полы. Поэтому мы сразу же заскользили, словно на льду!
Тотчас начались попытки оттереть полировку скипидаром, потому что время
съемок у нас как всегда было ограничено. После долгого скобления пола мы
снова попытались танцевать, но доски оставались таким же безнадежно
скользкими. Наконец кто-то подсказал, что можно использовать кока-колу.
Сейчас же из буфета притащили банки с кокой, залили пол напитком и стали
тереть швабрами. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На Главную Содержание Предыдущая Следующая
Подготовка и перевод материалов: Carrie, Olja; редакторы: Romi, Jane
Запрещена полная или частичная перепечатка материалов сайта
ajlo.ru без письменного согласия авторов проекта.
Допускается создание ссылки на материалы сайта в виде
гипертекста. Последняя редакция - 10/05/2012 |
![]() |